Самообразование

Срок: 2012-2017 г.г.
Общешкольная тема: Самореализация личности учителя и ученика в деятельности.
Тема ЦДО: Создание образовательного пространства, ориентированного на самореализацию, социализацию и реабилитацию в обществе детей-инвалидов.
Методическая тема работы педагогического коллектива:  Особенности организации образовательного процесса с использованием ИКТ-технологий.
Индивидуальная тема: Технология разноуровневого  обучения на уроках русского языка.

Актуальность выбранной темы:

Социально-экономические явления, происходящие в нашей стране, все в большей степени ориентируют современную школу на развитие каждой личности с учетом ее индивидуальных особенностей, собственных мотивов и ценностных установок. В настоящее время важнейшими задачами школы являются создание условий, обеспечивающих возможность выявления задатков, развития и реализации склонностей и способностей, удовлетворение личностных и государственных потребностей.

По данным Ю.З.Гильбуха, процентное соотношение учащихся, отличающихся друг от друга по уровню обучаемости, таково: 65 процентов составляют дети со средней обучаемостью (это принято считать нормой); 15 процентов - дети с высокой обучаемостью, их психические данные развиты выше возрастной нормы; 20 процентов - с различными задержками психического развития (ниже нормы). Этот факт является одним из важнейших психолого-педагогических предпосылок использования разноуровневого обучения. Теперь стало ясным, почему всех до одного уровня выучить нельзя, почему образование не может быть «всеобщим обязательным средним».

Решению всех задач и проблем может способствовать внутренняя дифференциация учебных групп, которая составляет основу технологии разноуровневого обучения. Цель дифференциации процесса обучения – обеспечить каждому учащемуся условия для максимального развития его способностей, склонностей, удовлетворения познавательных интересов, потребностей в процессе освоения содержания образования. Под дифференциацией понимается способ организации учебного процесса, при котором учитываются индивидуально-типологические особенности личности; создаются группы учащихся, в которых элементы дидактической системы (цели, содержание, методы, формы, результаты) различаются.

Обеспечение разноуровневого обучения предусматривает, в частности, решение:

1. Психологических задач (определение индивидуально-личностных особенностей учащихся, типов их развития на основе выявления качеств внимания, памяти, мышления, работоспособности, сформированности компонентов учебной деятельности и т. п.).

2. Предметно-дидактических задач (разработка учебного материала, его гибкое структурирование), обеспечивающих изоморфизм структур содержания и типологического пространства учебно-познавательных возможностей учащихся.

3. Реализации принципа «воспитывающего обучения».

Без успешного решения всех трех задач дифференцированное обучение скорее всего может быть редуцировано к одномерной модели «слабый – средний – сильный» ученик.  


Цели самообразования:
  1. Изучение технологии разноуровневого обучения.
  2. Применение технологии разноуровневого обучения на уроках русского языка.
  3. Построение учебного курса русского языка с использованием изучаемой технологии.


Задачи самообразования:
  1. Совершенствование теоретических знаний, педагогического мастерства.
  2. Овладение новыми формами, методами и приемами обучения и воспитания детей.
  3. Изучение и внедрение в практику передового педагогического опыта, новейших достижений педагогической, психологической и других специальных наук, новых педагогических технологий.
  4. Применение на уроках ИКТ-технологий.
Этапы работы над темой самообразования:
1 этап: 2012-2013 - подготовительный этап (определение целей и задач работы над темой, изучаемой литературы, основных вопросов для рассмотрения);
2 этап: 2013-2016 - основной этап (работа над темой, систематизация и обобщение накопленного опыта, использование материала в практической деятельности);
3 этап: 2016-2017 - заключительный этап (подведение итогов работы над темой, выводы).